Бумажные кораблики

До того, как в обиход вошли компьютерные игры, детвора большую часть времени проводила на улице, где находила себе множество интересных занятий.

Весной неотъемлемым атрибутом детской жизни были пуски бумажных корабликов по журчащим вдоль дворовых обочин ручьям. Подчас это были подлинные регаты, в которых маленькие капитаны, управляя своим бумажным корабликом с помощью тонкого ивового прутика, стремились непременно занять первое место.

Весной неотъемлемым атрибутом детской жизни были пуски бумажных корабликов

Конечно, такая беготня вдоль «ручейкового побережья» нередко заканчивалась промокшими ногами, но живость и беззаботность такого времяпрепровождения компенсировала все риски.

История возникновения игрушки «бумажный кораблик»

Японская традиция называет такую фигурку курафуто, дословно – «суденышко». Вообще, история детского бумажного кораблика, безусловно, ведет свое начало из японского искусства оригами. Японская традиция называет такую фигурку "курафуто", что дословно переводится как «суденышко».

Интересный факт. Японское название острова Сахалин очень близко по звучанию -«Карафуто».

В нашей стране бумажные кораблики стали известны сразу после русско-японской войны 1904-1905 годов.

В тот исторический период одновременно появляются, с одной стороны, невероятный интерес всего населения к морю и флоту, что не могло не проецироваться на детские забавы, с другой стороны - само искусство складывания из бумаги различных фигурок, привезенное возвращающимися из японского плена русскими моряками. 

Легендарный корабль русско-японской войны - крейсер "Варяг"

Основные правила «регаты» бумажных корабликов

В нашем детстве кораблик для «регаты» обязательно должен был быть изготовлен из бумаги без применения клея и ножниц. Так как применялась в основном бумага газетная, то выигрывал в длительной гонке тот, чей кораблик минимально размокал во время прохождения дистанции. По мере размокания осадка кораблика увеличивалась, следовательно, возрастало и его гидродинамическое сопротивления. Кроме того такой кораблик куда как проще было «посадить на мель».

Выиграть гонку бумажных корабликов на ручье – это лишь на первый взгляд дело простое. Здесь приходилось применить изрядную долю природной наблюдательности и ловкости.

Чаще всего кораблики делали из газет

Ручей в разных местах всегда течет с различной скоростью. Он полон для кораблика таких опасностей, как «мели» и «рифы». И необходимо ловко предугадывать движение водной стихии, чтобы касаниями прутика или палки по воде направить свой кораблик по более выгодному с точки зрения скорости маршруту и обойти соперников.

Помимо этого, как было замечено выше, по мере размокания у кораблика меняются осадка, дифферент и крен, и это так же приходиться учитывать. Хороший «капитан» - он как шахматист, должен продумывать свои шаги наперед, действовать быстро и без суеты, иметь «железную выдержку».

Ручей в разных местах всегда течет с различной скоростью. Он полон для кораблика таких опасностей, как «мели» и «рифы».

Прямо запрещалось такое жульничество, как «толкайка», то есть попытки использования прутика управления в качестве основного движителя.

Занимая первое место в «регате» можно было рассчитывать на «Кубок Семи Морей», в качестве которого выступала вазочка с конфетами «морские камешки».

Подводя итоги

Пуск бумажных корабликов. Фото из архива.Такое было наше детство. И, возможно, стоит рассказать об этом нашим детям, научить их складывать бумажные кораблики и устраивать весенние «регаты».

Ведь это не только забава на свежем воздухе, так необходимом современному поколению айфонов и планшетов. Это, прежде всего, культура детства, школа общения со сверстниками и с природой, школа наблюдательности, целеустремленности, здорового азарта.

Бумажный кораблик был самой доступной и, в то же время, очень занятной игрушкой. Для того, чтобы участвовать в дворовой регате, не было необходимости что-либо покупать: все можно было найти прямо на месте (или, во всяком случае, в каждом доме). Жаль, что сейчас такая замечательная детская забава почти утрачена.