История создания бумажных пакетов

Упаковочные материалы, в основном природного происхождения, люди использовали задолго до античной эпохи. В качестве оберточного материала применяли тщательно выделанные шкуры животных, ткани, бересту, папирус или крупные листья деревьев и кустарников. Для хранения жидких или сыпучих продуктов употребляли глиняные сосуды, плетеные корзины или берестяные короба. Однако изготовление таких видов тары требовало немало времени, кроме того, подобные емкости и упаковочные материалы были достаточно непрочными. Подобная ситуация продолжалась вплоть до XIX века, когда в странах Европы и США началась промышленная революция.

Стремительное развитие промышленности и интенсивное формирование сегмента мелкого и среднего бизнеса стало основным фактором создания новой отрасли — индустрии упаковочных материалов. Причем вопрос фасовки и доставки различных видов продукции стал особенно актуальным для предпринимателей сектора мелкооптовой и розничной торговли.

Бумажный пакет своим появлением опередил полиэтиленового «собрата» почти на 100 лет. Патент на первую в мире установку для производства бумажных пакетов был получен 12 июля 1859 года на имя Уильяма Гудейла. Через несколько лет английские изобретатели усовершенствовали установку Гудейла, приспособив ее для нанесения на бумажные кульки наименований товаров. В 1870 году Лютером Кроуэллом бумажный пакет был снабжен плоским дном, причем в таком виде он и просуществовал до сих пор. Чуть позже, в 80-х годах, в Германии была изобретена технология плоской печати, благодаря чему у производителей появилась возможность использовать бумажные пакеты не только как упаковку, но и как качественный, недорогой и эффективный рекламный носитель.

Основным и наиболее выгодным бумажным материалом, используемым современными производителями для изготовления бумажных пакетов, является мелованная бумага. Мелованная бумага изначально имеет белый цвет и гладкую фактуру. Ее плотность колеблется в пределах от 150 г/см2 до 300 г/см2. Однако сама по себе эта бумага обладает недостаточной прочностью, поэтому чаще всего для укрепления стенок пакета используют ламинированную меловку. Ламинирование может быть как матовым, так и глянцевым, в этом случае пакет отличается характерным блеском. Толщина пленки обычно не превышает 32 мм.

Еще одним материалом, постепенно завоевывающим современный рынок бумажных пакетов, является крафт. К одному из наиболее характерных отличий этого вида бумаги можно отнести глубокий натуральный коричневый цвет. Плотность бумаги не превышает 90 г/см2, однако небольшая плотность самого пакета может быть компенсирована за счет дополнительного укрепления верха и дна пакета картоном плотностью 300 г/см2. Крафт относится к категории самых дешевых бумажных материалов, однако при изготовлении пакетов в экзотическом или этническом стиле, этот вид бумаги практически незаменим.
В качестве дополнительных материалов, использующихся для укрепления бумажного пакета, применяются люверсы и пиколо, которые, однако, значительно увеличивают стоимость изготовления пакета. Поэтому, в случае, если необходимо удешевить себестоимость пакета, от люверсов и пикколо стоит отказаться. На внешнем виде пакета их отсутствие практически не скажется, так как эти материалы используются преимущественно для укрепления веревочных ручек пакета.

На данном этапе большинство бумажных пакетов изготавливаются с применением веревочных ручек. Тем не менее, все чаще и чаще в дело идут нестандартные приемы, например, в качестве оригинального материала для ручек некоторое время назад предложили использовать пластиковые трубочки.
На современном рынке упаковочных материалов выделяют две основные категории бумажных пакетов: подарочные (сувенирные) и рекламные. Для каждой из этих категорий существуют определенные правила и особенности оформления и изготовления.

При оформлении сувенирных бумажных пакетов могут применяться яркие и броские цветовые сочетания, использоваться различные декоративные элементы, изображения животных, людей и цветов. Такие пакеты чаще всего дополняются глянцевым ламинированием, иногда с применением голографических элементов. Основным критерием подарочных бумажных пакетов является броский внешний вид, глянец и цветовая насыщенность.
Рекламные пакеты в большинстве случаев снабжаются логотипом или названием компании. Кроме того, при изготовлении бумажных пакетов с веревочными ручками, предназначенных для презентаций, промо-акций и других рекламных мероприятий, в качестве основного фона опытные дизайнеры рекомендуют использовать один или два цвета. Современные модные тенденции определяют сдержанность и простоту, как основные критерии при оформлении рекламных бумажных пакетов. Именно поэтому в последние 1,5-2 года для изготовления рекламных бумажных пакетов используется преимущественно матовое ламинирование или фактурная бумага.

Для нанесения изображения, рисунка или логотипа на бумажные пакеты, в частности рекламные, могут использоваться два вида печати: офсетная печать и шелкография. Офсетная печать отличается отменной четкостью и выраженной яркостью цветовой гаммы. Офсет позволяет использовать не только основные цвета, но и дополнительную палитру, которая, однако, значительно удорожает стоимость печати. Следует отметить, что ценовая политика офсетной печати значительно зависит от объема тиража. Чем больше тираж, тем ниже стоимость одного экземпляра продукции. Эта особенность офсета объясняется специфическими деталями технологии производства, так как оборудование рассчитано на определенный минимальный объем печати. Именно поэтому при заказе печати на тиражи бумажных пакетов более чем 500-1000 штук, рекомендуется использовать преимущественно офсетную печать.
Шелкография относится к одному из древнейших способов нанесения изображения на самые разные материалы. Тем не менее, эта технологи до сих пор считается одной из самых качественных и востребованных. Изображения на пакетах, нанесенные методом шелкографии, отличаются повышенной стойкостью к различным факторам внешней среды, к тому же, эта технология позволяет наносить рисунки на любые виды бумаги и даже полиэтилена. Однако, так же как и при использовании офсетной печати, технология шелкографии требует допечатной обработки. В то же время, шелкография может применяться при изготовлении небольших тиражей бумажных пакетов, так как при использовании этого вида печати, размер тиража практически не отражается на стоимости единицы продукции.