История визитки

Визитная карточка – одно из практичных изобретений, которые ныне довольно часто используются в деловой жизни. Поделиться необходимыми контактными данными, при этом сделать это изящно, стильно и ненавязчиво – всё это задание визитных карточек.

визитная карточка - непременный атрибут деловой жизни

Первые визитки (Древний Китай)

Впервые визитные карточки появились в Древнем Китае, при этом они были неотъемлемым атрибутом любого чиновника.

Образцы ранних китайских визиток были обнаружены в Хуаншиянь, провинции Цзянсу. Они представляют собой пластинки из дерева 21.5х6.5 см. Помимо вручения при визитах они также использовались в захоронениях для указания имени и статуса умершего.

визитки в Древнем Китае изготавливались на окрашенной в ярко-багряный цвет бумагеФорма их для каждой должности утверждалась особым императорским указом. Чаще всего это была особая бамбуковая табличка, на которой специальные каллиграфы указывали имя чиновника, его должность. Часто так же изготавливались карточки на окрашенной в ярко-багряный цвет бумаге. С обратной стороны таблички можно было записать короткие подробности дела, с этим чиновником связанные.

Китайские чиновники, принадлежащие к императорскому двору, имели право отмечать собственные визитные карточки особой шелковой ленточкой золотого или красного цвета. Постепенно бамбук заменялся на шёлк, а визитные карточки становились все более и более популярными. Ими начали пользоваться торговцы и мастера-ремесленники.

Появление визиток в Европе

В Европе визитные карточки (le Visite) впервые появились во Франции, в эпоху правления Людовика XIV. Они вначале служили представлением незнакомых партнеров друг другу на модных в то время вечерах карточных игр, поэтому и их дизайн повторял игральные карты.

Разговаривать за карточным столом, представляя незнакомцев, считалось невежливым. Вот здесь и выручали визитные карточки. В отличие от современных, они часто имели обратную сторону, специально приспособленную для небольших записок, нередко более романтического, нежели делового содержания. Впрочем, доподлинно известно, что визитные карточки с записками использовали в то время шулеры, чтобы незаметно общаться между собой и наиболее удачно облапошивать доверчивых соседей за карточным столом.

По мере развития полиграфического производства визитная карточка стала все более распространенным атрибутом делового человека или представителя дворянского сословия. Визитные карточки в это время нередко украшались фамильными гербами со множеством мелких деталей, указанием титулов и так далее.

Гравюры для изготовления визиток заказывались лучшим художникам и в сущности представляли собой подлинные шедевры графического искусства

Гравюры для изготовления визиток заказывались лучшим художникам и в сущности представляли собой подлинные шедевры графического искусства. Об информативности мало кто заботился. Визитная карточка этого периода выполняла, прежде всего, представительскую функцию, подчеркивая богатство, родовитость и положение в обществе ее владельца.

Вполне естественно, что наибольшей пышности представительские визитные карточки достигли даже не в дворянской среде континентальной Европы, а среди людей, которые не желали ничем уступать лучшим аристократическим домам – среди торговых династий Флоренции и Венеции в XVI-XVII веках. Для этих карточек свойственен роскошный стиль, великолепная техника исполнения (благодаря успехам полиграфического дела и обилию талантливых художников, поддержку которым оказывали италийские меценаты), амбициозность дизайнерского замысла.

Визитная карточка в эпоху Нового и Новейшего времени

К середине ХІХ века многие визитные карточки украшались фотопортретамиПопулярность визитной карточки способствовала и развитию фотографии, особенно портретного ее направления. К середине ХІХ века многие визитные карточки украшались фотопортретами, и это считалось образцом вкуса. Именно с той поры и фактически до 60-х годов века ХХ стало модным дарить собственные фотографические портреты с надписями на память друзьям и близким.

Однако к началу ХХ века популярность визитных карточек значительно упала. Они все более ассоциировались с мещанским бытом или же с назойливыми коммивояжерами рубежа веков, которых стало особенно много после Первой мировой войны и во время Великой Депрессии 30-х годов.

Тысячи безработных в США и Европе колесили по городам и весям, стремясь продать таким же безработным и обнищавшим людям никому не нужные вещи. Эти коммивояжеры тратили последние свои сбережения, чтобы отпечатать представительные визитные карточки. Однако это редко помогало.

коммивояжеры тратили последние свои сбережения, чтобы отпечатать представительные визитные карточки

До Второй мировой войны визитные карточки теряли свою популярность. Но по мере восстановления экономик Запада положение изменялось. Визитные карточки все меньше становились атрибутом коммивояжеров-неудачников и всё больше служили людям, которые добились многого в собственном бизнесе.

Современная визитка

Послевоенные визитные карточки все меньше носили личную информацию и все больше сосредотачивались на том, чтобы в удобной форме поделиться контактными данными фирмы или организации. Они стали гораздо более лаконичными, в них появилось в качестве обязательных строк адрес головного офиса фирмы, рабочие телефоны, время работы.

Форматы визитных карточек

В это же время установились и определенные стандарты, касающиеся размеров карточек и плотности бумаги, из которой они изготовлены. Стандартизация была обусловлена тем, что визитные карточки деловые люди начали сохранять в визитницах, и карточки, которые не подходили по размерам, рисковали остаться без должного внимания к себе.

визитные карточки деловые люди начали сохранять в визитницах

Самым эффективным форматом является размер соответствующий параметрам секций кошельков и бумажников наиболее популярных и производимых моделей ISO 7810 ID-1. Это размер кредитных карточек (85,6х53,98 мм). Людям нравятся такие карты потому, что они стойко ассоциируются с покупками и получением денег, подсознательно вызывая приятные эмоции.

Следует отметить, что в Японии формат визитных карточек другой – 91х55 мм. Это связано с тем, что именно такими издавна были записки, оставляемые в синтоистских храмах. А на территории стран постсоветского пространства стандартным размером считается 90х50 мм, что иногда объясняют любовью наших бывших соотечественников к «круглым» числам. В США же чаще используют неметрическую систему, соответственно, размер визитки составляет 3,5x2 дюйма (88,9х50,8 мм).

Бумага для визитных карточек

Существует несколько основных разновидностей бумаги для печати визиток.

  1. Стандартная или глянцевая бумага. Это белая мелованая бумага с плотностью 180-300 г/кв.м.
  2. Матовая бумага. Имеет более высокую плотность (250-350 г/кв.м). Благодаря матовой поверхности визитки, изготовленные из такой бумаги, меньше пачкаются.
  3. Фактурная бумага. Поверхность такой бумаги тиснённая, что хорошо ощущается на ощупь. 
  4. Перламутровая бумага. Появилась относительно недавно. Отличается особым холодным перламутровым блеском.
  5. Бумага-металлик. Металлический блеск бумаги придаёт визиткам особый шарм. Однако её стоимость по карману далеко не каждому.
  6. Бумага с латексным напылением или «Touche Cover». На ощупь напоминает кожу. Отличается стойкостью к истиранию и высокой влажности.
  7. Бархатная или велюровая бумага.  Обычная печать на такой бумаге невозможна, поэтому используется тиснение фольгой или метод конгрева.

 

Изготавливаются современные визитки не только из плотной бумаги или картона, но и из пластика, что значительно продлевает их жизнь. В последнее время также стали популярными варианты на поверхности компьютерных мини-дисков.

Изготавливаются современные визитки не только из плотной бумаги или картона, но и из пластика

Ныне традиция визитных карточек продолжается. Единственное, что номера стационарных телефонов все чаще заменяются адресами электронных ресурсов. Если во времена Людовика XIV указывалось в основном титул и имя владельца, то некоторые современные визитные карточки не содержат ничего, кроме адреса сайта. Этого достаточно для того, чтобы заинтересованное лицо узнало все необходимое.