Нотная бумага

Нотная бумага: история происхождения

В печатной мастерской И.ГуттенбергаПривычная с детства нотная бумага с пятью линейками впервые появилась после изобретения нотопечатания – полиграфического размножения нот музыкальных текстов, которое увидело свет вскоре после великого изобретения Иоганна Гуттенберга.

В первых напечатанных церковных книгах набирался только текст песнопений, а ноты вписывались от руки в специально оставленных для этого местах. Пример подобного оформления можно увидеть в всемирно известном «Латинском псалтыре» (1457 г.). Прошло всего несколько десятков лет и принцип изменился: нотные линейки стали набираться типогрфским способом, а только сами ноты вписывались вручную («Музыкальное искусство», 1495).

В 1498 г. предприимчивый венецианец Петруччи получает монопольное право на использование изобретённого им двукратного способа нотопечати - сначала нотные линейки, а затем ноты на них. Этот принцип копировал ручной способ и был достаточно дорог. Во всяком случае, намного дешевле было нанять специального писца, который вручную расчертил бы бумагу и переписал нотный текст. Хотя творения Петруччи долгое время оставались шедеврами нотопечатания благодаря красоте шрифта и точности соединения нот и линеек.

Фотомеханический способ позволил переносить на бумагу не только ноты, но и рисункиВ 1525 г. данный способ был усовершенствован французом П. Отеном, который предложил печатать ноты музыкальных произведений в один прогон. Его идея состояла в том, что каждая литера состояла из одной ноты и отрезка нотного стана (пяти линеек). Однако этот способ также отличался сложностью процесса набора, поэтому он не мог быть дешевым.

Вплоть до начала 20 века нотный стан на бумага чаще всего расчерчивался вручную. И лишь с изобретением фотомеханического способа переноса рисунка на цинк (для цинкографского клише) или на тонкие пластины (алюминиевые или цинковые), являющиеся формами для офсетной печати, впервые нотная бумага в привычном для нас виде стала экономически доступной для большинства покупателей.

Виды нотной бумаги

В зависимости от количества нотных станов на страницу нотная бумага делится на следующие виды: с 4 очень крупными строками (для слабовидящих), с 6 крупными строками (для учащихся музыкальных школ), с 8, 10, 12, 16 и 24 строками (партитура).

Если на бумаге типографским способом уже проставлены ключи, то она может быть четырёх основных видов: нотная бумага с проставленным скрипичным ключом, басовым ключом, альтовым ключом и с проставленным теноровым ключом.

Существует также зависимость от того, для какого инструмента, их количества, для оркестра или хора предназначена данная нотная запись.

партитурная нотная бумагаТак, нотная бумага для фортепиано может быть стандартной, в две строки в скрипичном ключе, в две строки в басовом ключе, со строчкой солирующего инструмента, вокал и фортепиано, вокальный дуэт и фортепиано и для дуэта фортепиано и органа. Отдельный вид представляет собой бумага для нотной записи, предназначенной для органного исполнения. Есть также гитарная табулатура, ударные на одной линии, ударные на пятилинейном стане с нейтральным ключом.

По количеству задействованных инструментов и их видов нотная бумага разделяется на дуэт, трио, квартет, квинтет, брасс-трио (труба, валторна, тромбон), брасс-квинтет, трио деревянных духовых, квинтет деревянных духовых, струнное трио и струнный квартет.

Существует также различие видов нотной бумаги в зависимости от вида оркестра или ансамбля, который будет читать с неё ноты: оркестр медных духовых, большой ансамбль медных духовых, большой духовой оркестр (8,5 х 14), большой духовой оркестр (11 х 17), джаз-бэнд, маршевый духовой оркестр, струнный оркестр, струнный оркестр и фортепиано, большой симфонический оркестр, малый симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов

И, наконец, для записи музыкальных произведений в исполнении хора нотная бумага может следующих видов: хор - сопрано, альт, бас; хор - 2 сопрано, альт; хор - 2 сопрано, альт, тенор, бас: хор - сопрано, альт, тенор, бас; хор - сопрано, альт, тенор, бас c расположением 2-х столбцов на 1 странице; хор - сопрано, альт, тенор, бас с сопровождением фортепиано.

Современные стандарты нотной бумаги

Сегодня нотную бумагу можно купить практически в каждом канцелярском магазине, не говоря уже о специализированных музыкальных киосках. Тетрадь для нот представляет собой альбом из беленой проклеенной лощеной бумаги плотностью 100 - 130 г/м2, на которую нанесены нотные линейки для записи нот.

в последнее время стало очень модно декорировать предметы интерьера нотной бумагой

Выпускается нотная бумага одинарными или двойными (сложенными) листами определенного формата. Согласно ГОСТ 7378-55 существует три стандартных формата нотной бумаги: 

  • А-056 - размеры листа 240 мм х 310 мм или 310 мм х 240 мм (в первом случае нотные линии располагаются параллельно короткой стороне листа, во втором - параллельно длинной стороне); 
  • А-057 - размер листа 240 мм х 155 мм (так называемый «тетрадный вариант»); 
  • А-058 - размеры листа 203 мм x 288 мм или 288 мм x 203 мм (расположение нотных линеек соответствующее).

 

Пятистан наносятся на бумагу типографским или литографским способом через определенные промежутки. В продажу поступает комплектами по пять листов. 20 комплектов, т.е. 100 листов, составляют пачку. Пачки, в свою очередь, упаковываются в кипы.

Наибольшими специализированными фабриками по выпуску нотной бумаги на территории постсоветского пространства являются бумажные фабрики в г. Кондрове (Калужская область, Россия) и в г. Корюковке (Черниговская область, Украина).

Хотя сегодня многие предпочитает не покупать нотную бумагу в магазинах, а распечатывать её на домашнем принтере. Благо, что интернет предоставляет такую возможность. Особенно, если важно не качество, а декоративные свойства, ведь в последнее время стало очень модно декорировать предметы интерьера нотной бумагой. Такой декор представляет собой даже отдельное направление винтажных поделок и скрапбукинга.