История обойного дела в царской России
Ранее на территории России безусловное первенство в отделке, особенно в небогатых жилищах, занимала известковая побелка. Объяснялось это довольно просто: плохо отапливаемые, сырые помещения изнутри покрывались черной плесенью, и бороться с этим явлением проще всего было за счет антисептического действия извести. Хорошенечко же протопить жильё было сложно – лес на дрова был недешев, особенно в городах.
Только к девятнадцатому столетию, с развитием добычи каменного угля приоритеты начали медленно меняться, а революцию в отоплении (и, косвенно, в отделке) произвел переход на природный газ. На данный момент первенством наипопулярнейшего обладает оклейка стен обоями. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы в этом убедиться.
В царской России, по меньшей мере до середины девятнадцатого столетия, обои в основном были импортными. Императорская обойная фабрика, основанная в 1817 году, обслуживала в основном проекты придворного зодчества, специализируясь на ручной росписи. Высококачественная печать британского и германского образца была востребована дворянским и купеческим сословием, а для крестьянства, составлявшего 95% населения, обои были скорее барской забавой, чем первоклассным отделочным материалом.
Несколько изменилось положение в царствование Николая, который, в отличие от многих своих предшественников и преемников (исключение составляет, пожалуй, лишь Александр ІІІ), занял в промышленной политике позиции рьяной поддержки отечественного производства. Начав свое царствование фактически с «ликвидации последствий» восстания декабристов в 1825 году, Николай I ко всему «западному» стал относится с глубочайшим предубеждением, искренне полагая, что вместе с роскошными импортными товарами в страну пробираются и либеральные идеи, развращающие дворянство. Отчасти, он был прав, ведь филиалы масонских лож, нередко финансируемые британскими спецслужбами в рамках Большой Игры против России, опирались на торговые представительства в качестве прикрытия. Да и лучшей агитации, нежели предметы роскоши, сложно придумать.
Он посчитал, что импорт обоев (как и других предметов роскоши для дворянского потребления) вымывает средства из страны и ввел довольно «драконовские» заградительные пошлины. Почти незамедлительно это привело к основанию в России семи полноценных обойных фабрик, которые стали выпускать обои на самый разный вкус. Самыми дорогими и изысканными из отечественных обоев того периода считались «насыпные», на которые наклеивались узоры из разноцветных шерстинок, а самыми простыми – одноцветные, просто покрытые грунтом.
В 1830 году «Северная пчела» восторженно сообщала, что на обоях Петергофской фабрики, курировавшейся лично императором «подражание шелковым тканям, сукну, гобеленам столь натурально, что надобен опытный глаз, чтобы не обмануться с первого взгляда. Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем. Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют. При всей своей красоте обои отменно дешевы».
Предварительный итог начального распространения обоев подвела промышленная выставка в 1849 году: «Усовершенствованы технические порядки и удешевление изделий не только Царскосельской, но и ряда частных фабрик, привели к тому, что обои всех видов широко проникли в быт. В окрестностях Петербурга даже крестьянские избы оклеены ныне обоями, как прежде бывало в городских домах. Вот отрасль промышленности, вполне заслуживающая своей цели».
После смерти Николая на трон восходит либерально настроенный Александр II Освободитель. Уверовав в идеи Локка и Смита, он не только ликвидирует действительно тяготившее крепостное право, но и постепенно снижает заградительные пошлины. Последнее для обойной промышленности России стало тяжелым испытанием. В 1869 году закрывается даже Императорская обойная фабрика.
Но все же обойная промышленность не умерла окончательно. При Александре III положение изменяется, и обойщики вновь получают государственную поддержку. К концу девятнадцатого столетия в одном Петербурге уже имелось 33 магазина, в котором реализовывались отечественные обои.