Папье-маше
Папье-маше (от французского papier mаchе, буквально «жёваная бумага») одно из наиболее распространенных техник создания объемных изображений из бумаги.
Происхождение папье-маше
Родина папье-маше, как ни парадоксально, отнюдь не Западная Европа, а Дальний Восток. Впервые подобную технику можно было встретить в Древнем Китае династии Хань, где, мудро экономя средства, лакированные изделия из папье-маше укладывали в гробницы в качестве «облегченной» версии стальных доспехов и оружия. Выглядели «доспехи» весьма реалистично, а ценное для бедного на ресурсы Китая железо не уходило безвозвратно в землю.
Основные техники папье-маше
Классическая техника
Традиционная технология папье-маше состоит в постепенной послойной наклейке на рельефную модель слоев мокрой бумаги, которые полностью перенимают у модели внешнюю форму.
Издревле для этих работ использовался особым образом приготовленный клейстер, который должен не только служить склеиванию слоев, но и быть отличной пропиткой всех волокон бумаги.
Часто в крахмальный клейстер примешивают столярный клей, способствующей несколько большей влагостойкости и прочности получаемого изделия.
Литьевая техника
Существует также техника литьевого папье-маше, когда из бумаги, клеящего состава и мела приготовляется тестообразная масса, которая заливается в гипсовую или иную форму, в которой и застывает.
Однако это более современная, «модернистская» техника некоторыми мастерами папье-маше не признается в качестве чего-то равноценного технике классической, которая требует гораздо большего индивидуального искусства.
Применение папье-маше
Основное применение изделий из папье-маше – это различные муляжи, театральная бутафория и маски.
Большинство театральных постановок немыслима без умелого мастера реквизита, который в совершенстве владеет искусством создания образов из «жёваной бумаги». Еще более немыслимы без работы этих удивительных мастеров постановки кукольных театров.
Музеи папье-маше
В испанской Валенсии есть особый музей, целиком посвященный искусству папье-маше. Связано возникновение этого музея с давней валенсийской традицией празднования дня Святого Иосифа, которое не обходится без гигантских кукол и крохотных фигурок из папье-маше.
Согласно обычаю «Лас-фальяс», после празднества фигуры, прежде всего представляющие чертей и сатирических персонажей, принято придавать огню под залпы фейерверка. Однако наиболее удавшиеся экземпляры сохраняются и становятся экспонатами музея, чтобы радовать туристов и жителей города. Музей основан в 1993 году.
Изделия из папье-маше хранятся и в других музеях мира. Среди них нельзя не упомянуть наш отечественный Музей русской драмы при знаменитом Александринском театре Санкт-Петербурга. Среди коллекции театральной бутафории, являющейся жемчужиной прикладного изобразительного искусства, имеются великолепные образцы, выполненные в технике папье-маше.